Создание личного информационного пространства ученика и учителя. Электронная коммерция Информационные системы управления предприятием и их классификация

Коммуникации, в том числе электронные, в информационном обществе являются реальным средством установления социальных связей.

По определению, социальные связи - это:

  • совокупность осознанных или неосознанных, необходимых и случайных, устойчивых и спонтанных зависимостей одних социальных субъектов и объектов от других;
  • воздействия социальных субъектов друг на друга;
  • комплекс факторов, обеспечивающих совместную деятельность индивидов в социальных общностях, объединяя их в функциональное целое, способное к устойчивости и развитию;
  • организованная система отношений, институтов и средств социального контроля, объединяющих индивидов, подгруппы и другие составные элементы в функциональное целое, способное к устойчивости и развитию.

Установление и развитие социальных связей в информационном обществе практически не зависит от личных характеристик индивида - это объективный фактор. Их установление обусловлено социальными условиями, в которых живут и действуют индивиды, а сущность данных связей проявляется в содержании и характере действий людей. Разные виды контактов (пространственный, социальный, информационный), социальные отношения и взаимодействия, социальный контроль, социальные институты и организации - выступают, с одной стороны, как компоненты социальной связи, а с другой стороны - как этапы ее формирования.

Таким образом, даже в самом демократичном обществе социальные связи, устанавливаемые на основе межличностных отношений, не являются полностью свободными от влияния государственных и коммерческих структур, различных социальных институтов и групп. И поэтому в настоящее время мощным организующим инструментом установления и развития надгосударственных социальных связей является Internet .

Глобальные сети Internet уже довольно давно предоставили гражданам различных государств средства для широкого неформального общения - речь идёт о быстро развивающемся феномене социальных сетей.

Начало современной теории социальных сетей положили в 1951 году Рэй Соломонофф (Ray Solomonoff) и Анатолий Рапопорт (Anatoly Rapoport). Сам термин "социальная сеть" был введён в 1954 году социологом из "Манчестерской школы" Джеймсом Барнсом (J. Barns) в работе "Классы и собрания в норвежском островном приходе", вошедшую в сборник "Человеческие отношения". Он развил изобретенный еще в 30-е годы подход к исследованию взаимосвязей между людьми с помощью социограмм - визуальных диаграмм, в которых отдельные лица представлены в виде точек, а связи между ними - в виде линий.

На этом подходе основана социометрия (Sociometry) - психотехнический метод для выяснения распределения ролей в коллективе. В 1959-1968 гг. венгерские математики Пол Эрдос (Paul Erdos) и Альфред Реньи (Alfred Renyi) написали восемь статей, описывающих принципы формирования социальных сетей. Дункан Уоттс (Duncan J. Watts) и Стивен Строгач (Steven H. Strogatz) развили теорию социальных сетей, и в числе многих других открытий ввели понятие "коэффициента кластеризации" (Clustering Coefficient) - степени близости между неоднородными группами. К 70-м годам ХХ века окончательно сформировался комплекс социологических и математических методов исследований, которые составляют научный фундамент современного анализа социальных сетей.

Анализ социальных сетей (Social Network Analysis) - направление структурного подхода, основными целями которого являются исследование взаимодействий между социальными объектами (акторами) и выявление условий возникновения этих взаимодействий. Сеть социальных взаимодействий состоит из конечной совокупности социальных акторов и набора связей между ними. Сетевые модели рассматривают различные социальные, политические, экономические структуры как устойчивые шаблоны взаимодействий между акторами. Особое место занимают когнитивные (познавательные) социальные сети, которые отражают мнение каждого актора о взаимоотношениях других акторов сети.

  1. Структурный подход акцентирует внимание на геометрической форме сети и интенсивности взаимодействий ("весе" ребер). Для интерпретации результатов в данном случае используются структурные теории и теории сетевого обмена.
  2. Ресурсный подход рассматривает возможности акторов по привлечению индивидуальных и сетевых ресурсов для достижения определенных целей и дифференцирует акторов, находящихся в идентичных структурных позициях социальной сети, по их ресурсам. В качестве индивидуальных ресурсов могут выступать знания, престиж, богатство, раса, пол. Под сетевыми ресурсами понимаются влияние, статус, информация, капитал.
  3. Нормативный подход изучает уровень доверия между акторами, а также нормы, правила и санкции, которые влияют на поведение акторов в социальной сети и процессы их взаимодействий.
  4. Динамический подход акцентирует внимание на изменениях в сетевой структуре с течением времени.
  • методы теории графов, в частности, направленные графы и представляющие их матрицы, применяемые для изучения структурных взаимосвязей актора;
  • методы нахождения локальных свойств субъектов, например, центральности, престижа, положения, принадлежности к некоторым подгруппам;
  • методы определения эквивалентности акторов, включая их структурную эквивалентность; блоковые модели и ролевые алгебры; анализ диад и триад;
  • вероятностные модели;
  • корреспондентский анализ и топологические методы, представляющие сеть в виде некоторого формализованного комплекса элементов и связей.
  • предоставление практически полного спектра возможностей для обмена информацией (фото, аудио, видео, сервис блогов и микроблогов, организация сообществ, форумы и чаты, возможность отметить местоположение и т. п.);
  • создание профилей, в которых можно указать реальные персональные данные и информацию о себе;
  • подавляющее большинство друзей пользователя в социальной сети - это не только реальные друзья, родственники, коллеги, одноклассники и однокурсники, но и виртуальные друзья по интересам.

Поэтому не совсем правильно считать социальными сетями такие популярные сервисы как LiveJournal (площадка блогов), Foursquare, Twitter (площадки микроблогов), так как они имеют узкий спектр возможностей и не ставят в приоритет сообщение пользователями реальных данных о себе и максимального числа информации о себе.

  1. Активное общение пользователей без наложения ограничений.
  2. Создание публичного или полупубличного профиля (Profile) пользователя - например, профиль может содержать дату и место рождения, школу, вуз, хобби и другие данные по усмотрению пользователя.
  3. Пользователь может задавать и поддерживать список других пользователей, с которыми у него имеются некоторые отношения (например, дружбы, родства, деловых и рабочих связей и т. п.)
  4. Просмотр и обход связей между пользователями внутри системы (например, пользователь может видеть друзей, друзей своих друзей и т.д.).
  5. Возможность управления содержимым в рамках своего профиля, образование групп пользователей с различными режимами членства, возможности веб-синдикации, использование приложений и многое другое.

В настоящее время в мире насчитывается несколько десятков популярных социальных сетей с числом пользователей более ста миллионов. Именно поэтому для рекламодателей социальные сети предоставляют уникальные возможности непосредственного контакта с потребителями. Ежедневно миллионы пользователей делятся своим мнением и впечатлениями о компаниях, их товарах и услугах. В результате отдельно взятый участник сетевого сообщества может улучшить или, наоборот, испортить репутацию компании с многомиллионным оборотом.

Согласно недавнему исследованию агентства eMarketer, общая выручка крупных социальных сетей от рекламы по итогам 2013 года составила более 11 млрд. долларов. При составлении отчёта эксперты eMarketer учитывали все виды рекламы, размещённой в социальных сетях, включая медийную, контекстную и видеорекламу, а также затраты на маркетинговые проекты, в которых маркетологи создают профили для своих товаров и брендов в социальных сетях.

В России наибольшую популярность имеют сети Facebook, ВКонтакте, Однокласники, Twitter, LinkedIn, В кругу друзей, Мой Круг, Мой Мир и т.д.

Ключевые слова:

  • пользовательский интерфейс
  • командный интерфейс
  • графический интерфейс
  • основные элементы графического интерфейса
  • индивидуальное информационное пространство

2.5.1. Пользовательский интерфейс и его разновидности

По мере развития и совершенствования компьютерной техники разрабатывались различные варианты пользовательских интерфейсов.

На компьютерах, оперировавших только числами и символами, был реализован командный интерфейс (рис. 2.11):

Рис. 2.11.
Пример командного интерфейса

  • команда подавалась с помощью последовательности символов (командной строки);
  • компьютер сопоставлял поступившую команду с имеющимся в его памяти набором команд;
  • выполнялось действие, соответствующее поступившей команде.

Таким образом, для взаимодействия с компьютером человек должен был хорошо знать множество команд для управления устройствами и оперирования данными. Это затрудняло широкое внедрение компьютерной техники.

Режим командной строки используется специалистами и в наши дни. Во-первых, он обеспечивает минимальный расход памяти. Во-вторых, в современном программном обеспечении имеется большое число команд, многие из которых используются крайне редко. Набор такой команды в командной строке осуществляется гораздо быстрее, чем, например, навигация по меню. В-третьих, специалисты могут записать последовательность команд в отдельный исполняемый файл (командный файл), что повышает эффективность работы с программным обеспечением.

Необходимость запоминать многочисленные команды отпала с появлением графических интерфейсов. Первые графические интерфейсы обеспечивали возможность с помощью клавиш или манипулятора «мышь»:

  • подводить курсор к той или иной части экрана;
  • выделять на экране имя файла или команду другим цветом;
  • оперировать выделенными данными независимо от других.

В наши дни взаимодействие человека и компьютера строится на основе объектно-ориентированного графического интерфейса, в котором:

  • все объекты представляются в виде значков (иконок, пиктограмм), выбор которых с помощью, например, мыши приводит к активизации соответствующих объектов;
  • оперирование объектами осуществляется в окнах - заранее заданных, очерченных рамками частях экрана;
  • основным элементом программного управления является меню - выводимый на экран список команд, которые можно задать компьютеру;
  • основным элементом аппаратного управления являются различные манипуляторы (мышь, трекбол, сенсорная панель и т. д.).

Каждый компьютерный объект имеет своё имя и графическое обозначение. Например:

Объекты обладают определёнными свойствами. Например:

С объектами можно совершать разнообразные действия. Например:

Основным элементом аппаратного управления компьютером в пользовательском интерфейсе является мышь, отображаемая на экране в виде указателя мыши - небольшого графического объекта, который перемещается по экрану при движении мыши. Он используется для того, чтобы указывать на различные объекты, запускать программы, выбирать пункты меню, перетаскивать объекты, выделять текст и пр.

Чаще указатель выглядит как маленькая стрелка, но его вид меняется в зависимости от операций, которые выполняет пользователь. Так, если указатель имеет форму маленьких песочных часов, это означает, что компьютер занят выполнением какой-то операции. А если указатель мыши принимает вид перечёркнутого круга, это означает, что запрашиваемая операция в данном случае невозможна. Основными приёмами управления с помощью мыши являются:

  • щелчок - быстрое нажатие и отпускание левой кнопки мыши;
  • двойной щелчок - два щелчка, выполненные с малым интервалом времени между ними;
  • щелчок правой кнопкой;
  • перетаскивание - сопровождается перемещением экранного объекта, на котором установлен указатель;
  • протягивание - происходит изменение формы экранного объекта;
  • наведение указателя мыши на значок объекта или на элемент управления и задержка его на некоторое время - обычно на экране появляется всплывающая подсказка, кратко характеризующая свойства объекта.

Интуитивная понятность объектно-ориентированного графического интерфейса объясняется тем, что в нём реализованы аналогии с привычными человеку прямым манипулированием конкретными объектами и визуализацией результатов производимых действий. Действительно, при выполнении какой-либо операции пользователь сначала выбирает объект, а затем - действие над этим объектом; мышь позволяет осуществлять прямое манипулирование выбранным объектом. Так, для копирования файла с одного каталога в другой уже не нужно набирать в командной строке определённую последовательность символов. Достаточно выделить щелчком пиктограмму предназначенного для копирования файла в окне содержащего его каталога и перетащить её в окно или на пиктограмму другого каталога. Результатом копирования файла будет его изображение в окне нового каталога.

В наши дни большое внимание уделяется разработке дружественных интерфейсов, предоставляющих пользователям наиболее удобные способы взаимодействия с программным обеспечением за счёт логичности и простоты в расположении элементов управления, используемой цветовой гаммы, формы объектов и т. д. При этом учитываются психологические особенности восприятия информации человеком.

2.5.2. Основные элементы графического интерфейса

Основными элементами графического интерфейса являются окна и меню.

Можно выделить следующие типы окон:

  • основное окно операционной системы - Рабочий стол;
  • окна папок;
  • диалоговые окна;
  • окна приложений;
  • окна документов.

Окна одного типа имеют сходную структуру, содержат стандартные наборы элементов оформления и управления и позволяют использовать при работе с ними стандартный набор приёмов.

Меню - это выводимый на экран список команд, которые можно задать компьютеру. Выбор команды производится щелчком кнопкой мыши.

Контекстное меню - это список команд, относящихся к текущему объекту; оно появляется при щелчке правой 1 кнопкой мыши на выделенном объекте. Контекстное меню позволяет получить доступ ко всем командам, возможным для данного объекта.

    1 Для «левшей» мышь исходно настраивается по-другому: там, где «правша» щёлкает правой кнопкой, «левша» - левой и наоборот.

Рабочий стол

Рабочий стол - основное окно графического интерфейса операционной системы, занимающее всё пространство экрана. Рабочий стол может содержать фоновое изображение, значки и ярлыки, панель задач.

Значками обозначаются приложения, документы, папки. Оригинальный значок есть у каждого приложения. Он так или иначе присутствует в значке документа, созданного с помощью этого приложения (рис. 2.12).

Рис. 2.12.
Значки приложений Microsoft Office и соответствующих документов:
а) текстовый процессор и текстовый файл; б) редактор презентаций и файл-презентация; в) электронные таблицы и файл-электронная таблица

Для быстрого доступа к дискам, принтеру, часто используемым программам или документам целесообразно создать на Рабочем столе ярлыки. Ярлык представляет собой ссылку на объект, который может быть расположен в любой папке. Ярлык внешне отличается от значка объекта наличием стрелки в левом нижнем углу. В свойствах ярлыка можно увидеть размещение объекта, на который он указывает (рис. 2.13).

Рис. 2.13.
Ярлык и размещение соответствующей программы

Удаление ярлыка не приводит к удалению соответствующего объекта. Двойной щелчок на ярлыке открывает окно соответствующей программы или документа.

Панель задач располагается в нижней части экрана. На ней находятся: кнопка «Пуск», кнопки выполняемых программ (задач) и открытых окон документов, индикатор языка и часы. Кнопка «Пуск» позволяет вызывать Главное меню, которое обеспечивает доступ практически ко всем ресурсам системы и содержит команды запуска приложений, настройки системы, поиска файлов, доступа к справочной системе и др. На панели задач находится индикатор языка, на котором указывается язык ввода символов. Цифровые часы на панели задач показывают текущее время. Чтобы увидеть текущую дату, месяц и год, достаточно подвести к часам указатель мыши.

В процессе работы на Рабочем столе могут раскладываться окна папок, диалоговые окна, окна приложений и окна документов.

Диалоговые окна

Диалоговые окна предназначены для двустороннего взаимодействия (диалога) между компьютером и пользователем. Они позволяют передать компьютеру более подробную информацию о команде с помощью элементов управления: полей ввода, списков и раскрывающихся списков, переключателей, флажков, кнопок, счётчиков и ползунков (рис. 2.14).

Рис. 2.14.
Диалоговое окно

В поле ввода пользователь заносит требуемую информацию с помощью клавиатуры.

Список - это перечень значений, из которого следует выбрать одно нужное. Длинный список имеет полосу прокрутки.

Раскрывающийся список открывается щелчком на раскрывающей кнопке (на ней изображён треугольник-стрелка).

Переключатели служат для выбора одного из нескольких возможных вариантов. Они располагаются перед возможными вариантами и имеют форму белых кружков. В кружке, соответствующем выбранному варианту, появляется чёрная точка.

Флажок служит для выбора нескольких возможных вариантов. Флажки располагаются перед возможными вариантами и имеют форму квадратиков. Установленный флажок отмечается «галочкой» .

Счётчик представляет собой пару стрелок, позволяющих увеличивать или уменьшать значение в связанном с ними поле.

Ползунок позволяет плавно изменять значение соответствующего параметра.

Командная кнопка обеспечивает выполнение написанного или изображённого на ней действия. Чтобы воспользоваться командной кнопкой, на ней необходимо щёлкнуть.

Диалоговые окна могут содержать несколько вкладок, переключение между которыми осуществляется щелчком мышью на их названиях.

Окна папок и приложений

Окно папки - это область экрана, в которой графически представлено содержимое папки.

Окна папок могут содержать строку заголовка, строку меню, панель инструментов, адресную строку, рабочую область, полосы прокрутки, границы окна и строку состояния.

Строка заголовка содержит: системный значок; заголовок окна; кнопки управления состоянием окна, позволяющие развернуть, свернуть или закрыть окно.

Строка меню представляет собой полный перечень тематически сгруппированных команд, которые можно выполнить в данном окне.

Панель инструментов содержит командные кнопки для выполнения наиболее часто встречающихся операций. В работе удобнее, чем строка меню, но ограничена по количеству команд. В окнах современных приложений панель инструментов часто бывает настраиваемой - пользователь по своему усмотрению может разместить на ней те командные кнопки, которые ему нужны чаще всего.

В адресной строке указан путь доступа к текущей папке, что удобно для ориентации в файловой структуре. Адресная строка позволяет выполнить быстрый переход к другим разделам файловой структуры с помощью раскрывающей кнопки на правом краю строки.

В рабочей области окна папки отображаются значки объектов, хранящихся в папке, причем способом отображения можно управлять. Если количество объектов слишком велико (или размер окна слишком мал), по правому и нижнему краям рабочей области могут отображаться полосы прокрутки, с помощью которых можно «прокручивать» содержимое папки в рабочей области по вертикали и по горизонтали.

Границы окна - рамка, ограничивающая окно с четырех сторон; с помощью операции протягивания границы можно изменять размеры окна.

В строке состояния выводится дополнительная справочная информация.

Окно приложения - это область экрана, в которой представлено запущенное на выполнение приложение; открыть или закрыть окно приложения - то же, что и запустить программу на выполнение или завершить её.

Ученик, при выполнении домашнего задания, располагает на рабочем столе и держит открытыми дневник, учебник, тетрадь. Если задание сложное, ему могут понадобиться также справочник, словарь или энциклопедия.

Аналогичная возможность, называемая многооконностью, реализована в современном пользовательском интерфейсе: на компьютерном Рабочем столе также можно разложить окна различных папок и приложений. При этом можно: переходить из одного окна в другое без потери данных, полученных в ходе выполнения программ; переносить информацию из одного документа в другой.

2.5.3. Организация индивидуального информационного пространства

Совокупность всей информации, накопленной человечеством в процессе развития науки, культуры, образования и практической деятельности людей, называют информационными ресурсами. Работая на компьютере, пользователь имеет дело с информационными ресурсами в виде файлов с программами, документов, Web-сайтов, фотографий, видеофрагментов и др.

Индивидуальное информационное пространство формируется пользователем:

  • при установке необходимого ему программного обеспечения на персональный компьютер;
  • при создании текстовых, графических и других документов;
  • при переносе (копировании) на свой компьютер фотографий, текстов, музыки, видеофильмов и другой информации, хранящейся на различных устройствах внешней памяти или в сети Интернет;
  • при сохранении на своём компьютере ссылок на заинтересовавшие его сетевые ресурсы и т. д.

Если компьютер автономный, то информационное пространство пользователя ограничено программами и данными, размещёнными на этом компьютере. Если компьютер подключён к локальной сети или сети Интернет, то информационное пространство пользователя становится практически безграничным.

Например, каждый ученик создаёт индивидуальное информационное пространство, сохраняя результаты своей работы в отдельной папке на своём рабочем компьютере или на сервере локальной сети. Имя этой папки уникально и содержит, как правило, указание на класс и фамилию ученика. Личная папка ученика может содержать отдельные файлы и вложенные папки, помогающие систематизировать накапливаемую информацию.

Если количество и имена вложенных папок не оговариваются заранее, то рекомендуется самостоятельно продумать определённую иерархическую структуру, которая бы могла обеспечить в дальнейшем быстрый доступ к необходимой информации. Что касается имён файлов и папок, то они должны быть осмысленными, отражающими так или иначе содержащуюся в них информацию. Индивидуальное информационное пространство также формируется за счёт настройки пользовательского интерфейса ОС и приложений.

Пользователь имеет возможность не только работать с информационными ресурсами, созданными другими людьми, но и сделать доступными для других результаты своего труда. Например, вы можете создать собственную Web-страницу или разместить свои работы (рисунки, фотографии, презентации, тексты, аудио- и видеозаписи и др.) на сайте школы. Следует очень ответственно подходить к информации, которую вы предполагаете сделать доступной для многих пользователей. Прежде всего, информация должна быть достоверной; она не должна порочить честь и достоинство других людей, носить угрожающий характер. Категорически запрещается и преследуется по закону пропаганда насилия, терроризма, национальной розни и тому подобной информации, а также распространение материалов, содержащих компьютерные вирусы.

Самое главное

Пользовательский интерфейс - это совокупность средств и правил взаимодействия человека и компьютера.

Взаимодействие человека и компьютера в наши дни строится на основе объектно-ориентированного графического интерфейса, в котором:

  • все объекты представляются в виде значков;
  • оперирование объектами осуществляется в окнах;
  • основным элементом программного управления является меню;
  • основным элементом аппаратного управления являются различные манипуляторы.

Многооконность - важная характеристика современного пользовательского интерфейса.

Информационное пространство пользователя - это информационные ресурсы (файлы с программами, документы, Web-сайты, фотографии, видеофрагменты и др.), доступные пользователю при работе на компьютере.

Вопросы и задания

  1. Что такое пользовательский интерфейс?
  2. Почему командный пользовательский интерфейс не способствовал широкому распространению компьютерной техники? Почему специалисты до сих пор используют интерфейс командной строки?
  3. Какие основные возможности реализованы в современных графических интерфейсах?
  4. Почему современные пользовательские интерфейсы можно считать объектно-ориентированными?
  5. Какой пользовательский интерфейс, по вашему мнению, является дружественным?
  6. Назовите основные элементы графического интерфейса.
  7. Опишите основное окно операционной системы - Рабочий стол.
  8. Какие управляющие элементы могут содержаться в диалоговых окнах?
  9. Перечислите основные элементы окон папок. Какие из них присутствуют в окнах известных вам приложений?
  10. Какие аналогии с повседневной жизнью реализованы в современном пользовательском интерфейсе?
  11. Представьте в виде графа основные понятия п. 2.5.2 «Основные элементы графического интерфейса».
  12. Каких правил следует придерживаться при создании индивидуального информационного пространства?

Современное значение понятия "единое информационное пространство" (инфосфера) сложилось в результате эволюции концептуальной схемы различия в совокупном геополитическом пространстве областей, имеющих свойства и позволяют рассматривать их как самостоятельные пространства со своими границами, структурой, ресурсами и особенностями взаимодействия субъектов деятельности, которые включают информационное обеспечение.

При этом существенно меняется содержание таких процессов, как взаимодействие в процессе совместной деятельности, конкуренция. Особенно заметной становится конкуренция вследствие борьбы за достижение информационного превосходства, за обладание развитым информационным ресурсом, открывающим лучшие возможности контроля над информационным ресурсом противника.

Информационная сфера - совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы регулирования соответствующих общественных отношений. Информационная сфера - совокупность отношений, возникающие при: формировании и использовании информационных ресурсов на основе создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и предоставления потребителю документированной информации; создании и использовании информационных технологий и средств их обеспечения; защите информации, прав субъектов, участвующих в информационных процессах и информатизации.

Информационная сфера является системообразующим фактором постиндустриального общества, активно влияет на состояние экономической, политической, оборонной и других составляющих национальной безопасности.

Онтология ЗАБЬЕШЬ может быть поданному через всю совокупность объектов, вступающих в информационной взаимодействия, и технологий и систем этой взамодії. Информационное пространство является динамичной средой. Физические объекты, как правило, имеют четко определенные физические границы, которые могут достигать временной информационной преимущества, а пространство является структурированным и гетерогенным, защищенным и универсальным.

Структура информационного пространства

Основными структурными составляющими информационного пространства являются информационные поля и информационные потоки. Информационное поле - это совокупность всей сосредоточенной в О информации, безотносительно ее формы и состояния, что находится в отрыве как от объекта отражения, так и от субъекта восприятия.

Движение информации в информационном поле осуществляется с помощью физической связи между получателем и источником информации, что материализуется в информационном потоке.

Информационный поток - совокупность информации, которая перемещается в информационном пространстве через каналы коммуникации. Информационные потоки могут протекать как внутри отдельных інфосфер, так и между ними, в зависимости от наличия каналов коммуникации. Организационный аспект структуры информационного пространства составляют множества баз данных и банков данных, хранилищ данных, технологий их ведения и использования, информационных систем, сетей, приложений, организационных структур, функционирующих на основе определенных принципов и по установленным правилам, обеспечивающих информационное взаимодействие объектов.

В состав технологических и организационных компонентов информационного пространства относят информационную инфраструктуру - среда, обеспечивающая возможность сбора, передачи, хранения, автоматизированной обработки и распространения информации в обществе. Информационная инфраструктура общества образуется совокупностью: информационных и телекоммуникационных систем и сетей связи, индустрии средств информатизации, телекоммуникации и связи; систем формирования и обеспечения сохранности информационных ресурсов; системы обеспечения доступа к информационно-телекоммуникационных систем, сетей связи и информационных ресурсов; индустрии информации и рынка информационных услуг; системы подготовки кадров, проведения научных исследований; алгоритмов и программных средств, обеспечивающих функционирование программно-аппаратных платформ и т. п.

Информационное пространство общества характеризуется уникальными субъектами и сообществами, не имеющими прямых аналогов в других пространствах, среди которых можно назвать виртуальное сообщество, сетевую организацию, виртуальное предприятие. Информационное пространство благодаря отсутствию границ и своей виртуальности является интеграционным механизмом организационных структур в планетарном масштабе.

Основными функциями, которые сейчас выполняет информационное пространство, являются: интегрирующая - объединяет в единое пространственно-коммуникативную и социокультурную среду различные виды экономической деятельности; коммуникативная - создается особая среда трансграничного, интерактивной и мобильной коммуникации различных субъектов экономической деятельности, в рамках которой они осуществляют информационный обмен; актуалізуюча - в информационном пространстве осуществляется актуализация интересов различных субъектов экономической деятельности путем реализации ими информационной политики; геополитическая - формируются собственные ресурсы и меняется значимость традиционных ресурсов, создавая новую среду геополитических отношений и конкуренции; социальная - информационное пространство трансформирует общество и изменяет характер и содержание социально-экономических отношений во всех сферах: политике, культуре, науке, религии и т.д.

Быстрый рост объемов информационных ресурсов человечества и появление новейших технологий вызывают коренные изменения в деятельности предприятий и их бизнес-процессов. Более приоритетным становится нематериальное производство, наука, образование, что способствует развитию промышленности на основе компьютеризации, информатизации, автоматизации всех циклов производства.

Создание личного информационного пространства ученика и учителя В условиях современного динамичного развития общества и быстро развивающейся его технической и социальной инфраструктуры важнейшим стратегическим ресурсом становится информация.ru Руководитель проекта Сидиков Марсель 9А класс Компьютерная грамотность стала составляющей профессионального уровня учителя. Развитие творческого и интеллектуального потенциала учащихся на основе использования ИКТ – одна из главных задач учителя. Webресурс учителя на котором расположены...


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Н.А.Полещук

Создание личного информационного пространства

ученика и учителя

В условиях современного динамичного развития общества и быстро развивающейся его технической и социальной инфраструктуры важнейшим стратегическим ресурсом становится информация. Уровень информатизации, кроме того, становится одним из существенных факторов успешного экономического развития и конкурентоспособности региона как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

В современный период развития общества, характеризующийся коренными изменениями социально-экономической, политической и других сферах, целью образования становится формирование творчески мыслящих учащихся, обладающих высокой информационной культурой, способных быстро адаптироваться в стремительно изменяющемся мире. Необходимость разработки новых подходов к обучению диктуется неудовлетворенностью общества его качеством. Изменение условий жизни общества неизбежно вызывает совершенствование образовательных концепций.

Образование ученика — это социальный заказ общества, который обусловлен социально-психологическими потребностями общества, уровнем его развития, нравственными и моральными ценностями этого общества. К сожалению, процесс модернизации в системе образования проходит трудно.

Основная цель использования информационных технологий в учебном процессе как инновационного подхода в образовании заключена в развитии способностей учащихся на основе саморегуляции и самообразования; формирования научного фундамента для успешного прогнозирования собственной профессиональной деятельности, творческому развитию личности и верному выбору индивидуальной программы человека.

Психологи выделяют следующие личные пространства человека: телесное, предметное, пространство, информационное пространство, эмоциональное пространство, время. Личное информационное пространство является обязательным атрибутом человека XXI века, а навыки по его формированию можно рассматривать как важные информационные компетенции. Создание информационного пространства направлено на
информационное взаимодействие между субъектами,
удовлетворение их информационных потребностей.

Реализация проекта «Информатизация системы образования» позволяет педагогическому и ученическому коллективам гимназии №93 активно использовать новейшие технические достижения и технологии в урочной и внеурочной деятельности. Качественное изменение методов и способов управления гимназией связано с переходом на автоматизированные рабочие места администрации, школьного психолога, библиотекаря, учителей и с созданием принципиально новой системы управления, основанной на активном и гибком управлении учебным процессом на основе мониторинга с помощью компьютерных технологий. Активно ИКТ используются в административной деятельности, делопроизводстве, в школьной библиотеке.

Сайт гимназии - живой организм, который растёт и изменяется. В процессе работы по реализации проекта «Информатизация системы образования» в совете старшеклассников министерство печати было переименовано в министерство информации. Учащиеся выпускают гимназическую газету «Ритм» (шеф-редактор Чурякова Нурзида 10А класс) и работают с материалами сайта www.gimnazija93kazan.edusite.ru (Руководитель проекта Сидиков Марсель 9А класс)

Компьютерная грамотность стала составляющей профессионального уровня учителя. Таким образом, информатизация учебно-воспитательного процесса гимназии позволяет эффективно оказывать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом при использовании учителем таких педагогических технологий, как: метод проектов, исследовательский метод, разноуровневая технология организации учебного процесса на основе новой 12-балльной системы оценивания.

Развитие творческого и интеллектуального потенциала учащихся на основе использования ИКТ – одна из главных задач учителя. Сеть перестала быть средой передачи информации и транспортным каналом доставки знаний. Она стала местом, где ученики находятся постоянно, где они совершают действия при помощи социальных сервисов, помогающих думать и действовать вместе.

Применение компьютера в обучении позволяет управлять познавательной деятельностью школьников, в этом случае обучение строится в рамках личностно-ориентированной модели. Web-ресурс учителя, на котором расположены тесты для интерактивного компьютерного тестирования, творческие работы и материалы к урокам математики. Он является своеобразным электронным портфолио учителя. Сайт дополнительная возможность внедрение информационных технологий в практику учителя – предметника.

Обучающий сайт учителя одна из форм создания информационноного пространства (www.flash-ka.edusite.ru ). Имея свой сайт, учителю можно решить множество задач. Общение с учащимися выходит на значительно другой уровень.

Важно отметить, что в данном конструкторе сайтов предусмотрена страница оформления тестов, работая с которыми ученик получает информацию о верных ответах на вопросы. Предусмотрено, что ответы ученика могут отправляться на почтовый ящик учителю. Данная форма работы расширяет возможности учителя в условиях подготовки к ЕГЭ.

Интернет, прежде всего, важный источник информации. В связи с ростом объёмов информации необходимо формировать информационную культуру. Под ней понимается знание источников информации, приёмов и способов рациональной работы с ними, применение их в практической деятельности.

Портал «Сеть творческих учителей» создан для педагогов, интересующихся возможностями улучшения качества обучения с помощью применения информационных и коммуникационных технологий. На портале можно зарегистрироваться и принимать участие в обсуждении проблем, обмениваться опытом с коллегами. Адрес портала: it-n.ru.

Личное информационное пространство учащихся формируется на базе персональных компьютеров. Близкий вариант – создание учеником своего личного статичного веб-сайта на базе одного из многочисленных бесплатных хостингов. В этом случае ученик создает и хранит свои документы на удаленном сайте. Упрощение процедуры публикации, доступность различных сервисов приводит к тому, что наблюдается переход от понятия "школьный сайт" к понятию "личный сайт ученика". Этот личный сайт ученика служит личным информационным учебным пространством.

Само появление понятия – личное учебное пространство – отражает изменение отношения к тому, что делает ученик. От бумажного портфолио с дипломами и грамотами, осуществляется переход к модели, в которой ученик более ответственен за свое обучение, сам собирает и представляет не только свои конечные, но и промежуточные результаты своей деятельности.

Последнее десятилетие поставило школу в ситуацию необходимости введения существенных изменений в систему обучения и воспитания учащихся. Эти изменения должна обеспечить реформа школы, которая продиктована модернизацией образования, компьютеризацией школ. Всё это позволит формировать положительную мотивацию учебной деятельности, осуществлять дифференцированный, индивидуальный подход к обучению на уровне ученика, индивидуализировать процесс обучения, создать надежную систему мониторинга усвоения знаний, осуществлять процесс обучения в режиме сотрудничества учителя и ученика, повышать педагогическую квалификацию учителя.

Литература:

Сыромятникова Л.М., «Мастер-класс заместителя директора по воспитательной работе в общеобразовательном учреждении»,/ Л.М. Сыромятникова –М, Глобус, 2009

Патаракин Е.Д., Ярмахов Б.Б., Повседневная сетевая культура как решение классификационных задач// «Образовательные технологии и общество», 2007

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

11227. Создание информационного пространства по пониманию инвалидности и инклюзивного образования 7.69 KB
Из 450 000 детей с ограниченными возможностями здоровья в России только 170 000 учатся или лишь формально числятся в общеобразовательных школах. детей имеются особые образовательные потребности. В России нет законодательства требующего полного включения детей с инвалидностью в обычные школы. Наконец сами родители не владеют полной информацией о правах детей на получение образования и путях реализации этих прав.
11705. Создание единого информационного пространства образовательного учреждения (на примере факультета управления и психологии кубанского государственного университета) 1.22 MB
Цель исследования – повышение эффективности научно-исследовательской и образовательной деятельности на факультете управления и психологии КубГУ за счет использования информационных технологий.
17828. Роль учителя начальных классов в формировании личности ученика 47.16 KB
Охарактеризовать процесс формирования личности ученика начальной школы. Изучить особенности личностных качеств учителя начальных классов в формировании личности ученика. Исследовать то, как личность педагога и ее качества влияют на формирование личности младшего школьника.
5251. Создание информационного банка данных 2.13 MB
Для создания новой таблицы следует выбрать пункт меню File New Tble. Для создания вторичных индексов используется меню Secondry Indexes в выпадающем списке. Для создания связей между таблицами Student и Komnts используется меню Referentil Integrity в выпадающем списке Tble Properties...
11225. Знание английского языка как составляющая конкурентноспособности и успешности современного ученика 6.69 KB
Исторически сложилось так что английский язык стал языком не только международного общения но и языком средствами которого реализуются самые передовые технологии программирование проектирование нанотехнологии интернет и т. Кроме того современные технологии производства также требуют знания английского языка потому что команды обеспечивающие работу на производстве нередко бывают интернациональными или имеют зарубежных консультантов и потому профессиональные знания английского языка жизненно необходимы. Что может обеспечить...
1184. Теоретические основы и сущность личного страхования 26.16 KB
Актуальность страхования жизни на сегодняшний день осознаёт всё большее и большее количество граждан. Это в принципе естественно. Все мы хотим быть уверены, что в случае если с нами что случится, о наших близких позаботятся.
9335. Личное страхование. Основные категории личного страхования 13.4 KB
Договор личного страхования - гражданско-правовая сделка, по которой страховщик обязуется посредством получения страховых взносов, в случае наступления страхового случая возместить ущерб или произвести выплату страхового капитала, ренты и других услуг.
6630. Действия личного состава в условиях радиоактивного, химического и биологического заражения 88.72 KB
Применение средств индивидуальной защиты входит в комплекс мероприятий защиты войск от ОМП и составляет содержание мероприятия по обеспечению безопасности личного состава при действиях на зараженной местности.Зараженные участки в зависимости от обстановки преодолеваются на технике и в пешем порядке с использованием средств индивидуальной защиты. Способы преодоления зараженной местности и порядок применения при этом средств защиты зависят от вида заражения характера погоды и огневого воздействия противника.По сигналу Радиационная опасность...
6623. Приемы и способы защиты личного состава от средств массового поражения 292.76 KB
Средства индивидуальной защиты (СИЗ) предназначены для сохранения боеспособности личного состава и обеспечения выполнения боевой задачи в условиях применения противником оружия массового поражения
8244. ГИГИЕНА ТРУДА ЛИЧНОГО СОСТАВА ВОЙСК ПРИ ОБСЛУЖИВАНИИ ОБЪЕКТОВ ВООРУЖЕНИЯ, ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ, РАДИОЛОКАТОРНЫХ СТАНЦИЙ 1.21 MB
После проверки исходного уровня знаний и рассмотрения теоретических вопросов по теме студенты пользуясь инструкциями изложенными ниже приложения 1 2 3 4 решают ситуационные задачи по оценке условий труда на РЛС: За приведенными формулами рассчитывают зоны формирования электромагнитного поля ЭМП вокруг антенны РЛС приложение 1. Рассчитывают плотность потока энергии ППЭ на указанном расстоянии от антенны с помощью формул приложение 2 и номограммы № 1 приложение 3. Диаметр раскрытия антенны L = 9 м. Коэффициент усиления...

«Твой друг компьютер» - Называется … Компьютер. Вот теперь, дружок, немного Ты с компьютером знаком. Дисковод. В зоопарке есть зайчишка. А в компьютере есть … Системным. А теперь, друзья, загадка! - Твой друг. Оглянись, дружок, вокруг! Наверху машины всей Размещается … - Словно смелый капитан! Модем. Вот КОМПЬЮТЕР – верный друг.

«Современные компьютеры» - 2.1.2.Структура персонального компьютера. В 50-х годах появление транзисторов, и компьютеров второго поколения. Масштабируемость. Ассоциативность. Основана в 1977 г. Нейроны улитки служат рабочим материалом для создания нейрочипа. Основана в 1969. Выполнил: Поэтому прямой контакт между нейроном и кремнием недопустим.

«Компьютерный сленг» - Цели и задачи. Приобретая самые разные формы. История смайла;) Прогресс технологий рождает новые интерфейсы и формы. Интернет-смайлы. Содержание: ИСТОРИЯ СМАЙЛА АББРЕВИАТУРЫ ЗНАЧЕНИЯ СМАЙЛОВ. На заметку. Желтые рожицы глубоко вошли в быт людей. C дoбaвлeниeм дpyгиx cимвoлoв: ::-) Haдeвaть oчки (4 глaзa) B:-) Oчки нa лбy.

«Интерфейсы компьютера» - Персональный компьютер как система. Звуковые файлы. Информационные ресурсы. Приведите примеры «чёрных ящиков» в быту. Служебные программы. Аппаратный программный аппаратно-программный пользовательский. Вопросы: Аппаратный интерфейс. Обеспечивается разработчиками программного обеспечения. ПК является частью системы «человек – компьютер».

«Комп» - Диск, а точнее дискету называют «диск 3,5А» или флоппи-диск. Ну, здравствуй, мой дорогой чайничек. Далее идёт процессор. Да, молодец, вспомнил, что мышь – хвостатое и наглое животное. Теперь я расскажу о клавиатуре или ласково Клаве. Следующий орган – ОЗУ. Процессор является мозгами компа. Ну что, начнём!

«Управление компьютером» - Основной частью системного ПО является операционная система(ОС), управляющая почти каждым действием компьютера. Системное ПО отвечает за управление аппаратными ресурсами, а так же осуществляет непосредственный диалог с пользователем. Файловая система включает в себя: Итог урока. Прикладное ПО представляет собой систему, предназначенную для решения задач определенного класса.

Публикации по теме