Что же такое информация, сообщение и сигнал? Информация и данные по форме представления

Урок 1

Тема урока: Информатика. Понятие информации и сообщения

Тип урока: урок изучения нового материала

Цель урока: - познакомить учащихся с понятиями «информатика», «информация», информационные процессы;

Рассмотреть виды информации, способы представления

информации, носители информации;

Развивать познавательные интересы учащихся;

Воспитывать стремление к приобретению знаний

Структура урока

  1. Организационный момент (1 мин)
  2. Изучение нового материала (38 мин)
  3. Подведение итогов урока (5 мин)
  4. Домашнее задание (1 мин)

Ход урока

  1. I. Организационный момент

Знакомство с учащимися, проверка готовности их к уроку

  1. II. Изучение нового материала

Вы начинаете изучать новый для вас предмет – информатику. Эта наука сравнительно молода: она сформировалась во второй половине XX века, но несмотря на свой юный возраст, стала обязательной частью образования современного человека.

  • Как вы думаете, в связи с чем возникла наука информатика?

(Ученики высказывают свои суждения по этому вопросу )

Учитель подводит итог:

Стремительное развитие и широкое распространение вычислительной техники послужили предпосылками к появлению нового раздела науки, названного информатикой.

Это слово появилось в начале 60 –х годов и если его перевести дословно с французского языка, то получим: информатика – автоматизированная обработка информации. Английский вариант названия информатики звучит как Computer Science – компьютерная наука.

Самым замечательным достижением в этой области явилось создание ПК, которые быстро вошли в нашу повседневную жизнь. Благодаря компьютерам вы открываете для себя не только новые развлечения, но и окно в огромный мир Интернет, в мир создания компьютерных изображений, текстов, различных математических вычислений.

  • Что является объектом изучения этой науки?

Итак, как вы уже успели заметить, слово информатика является однокоренным со словом информация. Наверное, информация и является объектом изучения информатики.

С самых древних времен человек окружен информацией. Потребность выразить и передать информацию привела к появлению речи, письменности, изобразительного и музыкального искусства, вызвала к жизни книгопечатанье, телефон, радио, телевидение. Даже простейшие одноклеточные организмы постоянно получают информацию (например, о температуре окружающей среды) и используют эту информацию для выбора благоприятных условий для своего существования.

Невозможно себе представить жизнедеятельность организмов без информации, отсутствие информации означало бы для них гибель.

Человек существует в мире информации: получает ее с помощью органов чувств, хранит ее и перерабатывает, передает и использует в своей жизнедеятельности.

  • Что же такое информация? Какой она бывает? Что с ней делают? Можно ли ее измерить?

На эти вопросы мы должны с вами дать ответ на нашем первом уроке.

Ученикам сообщается тема урока (которую они записывают в тетрадь), ее цели.

Используется методика «Мозговая атака»

Давайте попробуем объяснить понятие информации, опираясь на собственный опыт.

Ученикам предлагается ответить на следующие вопросы:

  • Что такое информация?
  • Как можно получить информацию?
  • Какие вам известны способы передачи информации?
  • Какие существуют виды информации?

В результате рассуждений возможно на доске появятся слова, необходимые для составления следующей схемы - «ассоциативного куста»:

(Учитель может на обратной стороне плакатов написать заранее правильные варианты ответов и воспользоваться ими при подведении итогов урока )

Информация – это сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах.

Информация(в переводе с латинского) – сведения, передаваемые людьми, устным, письменным и др. способами (с помощью условных сигналов, технических средств и т. д.). Информация - это данные и сведения, представленные в различном виде.

Рассмотрим на примерах, как можно получить информацию.

Пример №1 Человек в больнице после ДТП.

Больной-пациент. Имеем его показатели: а)температура; б)давление; в)пульс - которые сообщает медицинская сестра хирургу. Хирург получает сообщение и имеет информацию, на основании которой можно делать выводы о состоянии больного и возможных действиях медперсонала.

  • Кто является объектом исследования, а кто или что является источником информации?

В данном случае источник информации совпадает с объектом, который нас интересует.

Пример №2 Работа авиадиспетчера.

Объект, который нас интересует - конкретный самолет.

Имеем характеристики: его координаты в воздушном пространстве, высоту, расстояние до аэродрома, количество горючего, скорость самолета и т.д.

В результате полученных данных имеем информацию о движении самолета. Задача авиадиспетчера - проанализировав эти данные скоординировать посадку этого самолета.

Обобщим полученные результаты и рассмотрим схему:

Давайте объясним каждый элемент, который представлен в схеме.

Источник – это физический объект, который предоставляет информацию.

Данные - результаты, представленные в виде набора чисел, графических изображений, слов, знаков. Данные, полученные от источника информации, являются сообщениями (качественной характеристикой объекта).

Сообщение - это различные формы представления какой–либо информации.

Информацию можно определить, как сообщение, которое снимает неопределенность об объекте, которая существует до получения этого сообщения.

Если сообщения не снимают неопределенности, то они могут быть отнесены к информационным шумам.

Шум -это своеобразное препятствие, но не существует чистого шума. Бывают случаи, когда шум преображаетсяв информацию.

Например, человек звонит в милицию и хочет рассказать что-то очень важное, например, сообщить о месте своего пребывания, но посторонние шумы мешают милиционерам услышать собеседника. Проанализировав этот шум, они приходят к выводу, что это какое-то конкретное место (аэропорт, железнодорожный вокзал, станция метро и т д.)

Итак, мы дали ответ на один из вопросов - процесс получения информации.

Деятельность современного человека тесно связана с различными информационными процессами. Вы сами можете ежедневно участвовать в таких процессах: запись домашнего задания в тетрадь, прослушивание радиопередачи, поиск интересующей вас телепрограммы по газете и т д.

  • Какие процессы можно отнести к информационным процессам?
  • Поиск информации
  • Сбор информации
  • Обработка информации
  • Передача информации
  • Хранение информации
    • Говоря об информационных процессах, возникает вопрос: как можно передать информацию, где она может храниться, каким образом ее можно передать?

Способы передачи информации

1. От человека к человеку

2. От человека к устройству

3. От устройства к устройству

4. От устройства к человеку

(можно использовать информацию из учебника)

Способы представления информации

1) аналоговый (непрерывный сигнал) - речь, радио, магнитофонная лента

2) цифровой (с помощью дискретных сигналов) – вычислительные процессы в компьютере.

Носитель информации - это материальный объект для хранения информации.

Носителем информации может быть:

Любой материальный объект (бумага, камень, дерево, стол)

Волны различной природы: акустическая (звук), электромагнитная (свет, радиоволна), гравитационная (давление, притяжение)

Вещество в различном состоянии: концентрация молекул в жидком растворе, температура и давление газа

Методы поиска информации:

1) непосредственное наблюдение;

2) общение со специалистами по интересующим вопросам;

3) чтение соответствующей литературы;

4) просмотр видео и телепрограмм;

5) прослушивание радиопередач и аудиокассет;

6) работа в библиотеках, архивах;

Выясним, в каких формах мы воспринимаем информацию (или на какие виды можно ее разделить)

Ответы учащихся обобщаются, систематизируются и записываются в тетрадь в виде схемы:

  1. I. Подведение итогов урока

При подведении итогов урока целесообразно вернуться к « ассоциативному кусту», составленному в начале изучения темы урока, заменив таблички с вопросами на ответы на них.

Изучив основные вопросы урока, теперь мы можем дать определение информатики.

Информатика - отрасль науки, изучающая структуру и общие свойства информации, а также вопросы, связанные с ее поиском, сбором, хранением, переработкой, преобразованием, распространением и использованием в различных сферах человеческой деятельности.

Информация – сведения, знания, содержащиеся в сообщении.

II. Домашнее задание:конспект

Основная разница между данными и информацией в том, что данные - это исходный материал для обработки, в то время как информация - это продукт обработки, её результат.

Данные

Данные - это исходные неорганизованные материалы или факты, которые после обработки становятся информацией. Сами по себе данные бесполезны до тех пор пока они не обработаны или использованы для чего-то большего. У данных нет значений, до тех пор пока они не интерпретированы.

Примеры данных

  • Данные граждан: Во время переписки собираются и обновляются данные по всем гражданам государства.
  • Данные опросов: Различные компании собирают данные по опросам для того, чтобы узнать мнение людей об их продукции.
  • Данные экзаменов: На экзаменах собираются данные по полученным оценкам всех экзаменуемых.

Информация

Информация - это обработанные данные. Данные, которые могут быть полезны, называют информацией. Информация - это данные плюс их смысл. Данные не зависят от информации, но информация зависит от данных, она не может быть получена без помощи данных. Информация - это смысл, полученный при сборке данных.

Примеры информации

  • Отчёт о переписи населения: Данные переписи населения используются для составления отчётов/сбора необходимой информации в целом о населении страны, уровне образованности и т.д.
  • Отчёты по опросам и результаты опросов: Данные опросов суммируются в отчёты/требуемую информацию, необходимые управлению компании.
  • Результаты экзаменов по каждому студенту: Во время экамена система собирает данные (оценки студентов по каждому предмету) и обрабатывает собранные данные.

Ключевые различия

  • Данные - это язык получения данных для компьютера, а информация - язык вывода данных компьютера, понятный для человека.
  • Данные - это необработанные факти и цифры, в то время как информация - это обработанные данные, которые приобрели смысл.
  • Данные не зависят от информации, но информация зависит от данных, без данных информация не может быть получена.
  • Данные не являются конкретными, информация должна быть достаточно определённой для того, чтобы иметь смысл.

На вопрос Чем отличается информация от данных? заданный автором философия лучший ответ это Информацией (от лат. informatio - «научение» , «сведение» , «оповещение») называется продукт взаимодействия данных и методов, рассмотренный в контексте этого взаимодействия. Информация первична и содержательна [источник? ] - это категория, [источник?] , поэтому в категориальный аппарат науки она вводится портретно - описанием, через близкие категории: материя, система, структура, отражение. В материальном мире (человека) информация материализуется через свой носитель и благодаря ему существует. Сущность материального мира предстаёт перед исследователем в единстве формы и содержания. Передаётся информация через носитель. Материальный носитель придаёт информации форму. В процессе формообразования производится смена носителя информации. Определения термин информация не имеет, так как не является [источник? ] понятием. Существует информация в каналах связи систем управления. Не следует путать категорию информация с понятием знание. Знание определяется [источник? ] через категорию информация.
В XX веке слово «информация» стало термином во множестве научных областей, получив особые для них определения и толкования. .
Согласно "Новейшему философскому словарю", ИНФОРМАЦИЯ (лат. informatio - разъяснение, изложение, осведомлённость) - одно из наиболее общих понятий науки, обозначающее некоторые сведения, совокупность каких-либо данных, знаний и т. п. (статья Информация)
В более старом и менее строгом представлении, слово Информация было производным от Информировать, т. е. , поставлять какие-либо сведения (такое значение, например, в толковом словаре) .
Согласно тому же философскому словарю, Информация не может быть передана, принята или хранима в чистом виде. Носителем её является сообщение. Таким образом, информация не существует сама по себе, а только через использование носителя, которым может быть очень многое - от звука или сотрясания твёрдых предметов до импульсов электрической энергии.
На сегодня наиболее используемые виды информации - текстовая (книги, письма, документация и др.) и электронная (наборы электронных знаков, которыми записана какая-либо информация, от текстов до фильмов) .
По-видимому, только философия рассматривает информацию как таковую, научная работа же направлена не на неё, а на различные способы получения информации, способы хранения, передачи, обработки, интерпретации, в соответствии со спецификой научных дисциплин (таких как Информатика, Литературоведение, Биология, Юриспруденция и все остальные сферы знаний) .
Несмотря на недостаточную чёткость в представлении людей о значении слова "информация", сама информация является единственным средством взаимодействия человека как с другими людьми, так и с познаваемым миром. Обо всех моментах, в которые мы "что-то узнали" можно сказать, что мы "получили информацию". Само познание возможно лишь благодаря способности человека выделять из окружающего мира (в самом широком смысле слова) информацию и пригодности мира быть проводником для передачи информации.
В информационных службах также используются следующие определения информации: Информация - это универсальное свойство материи, представляющее собой распространение в пространстве и времени содержания объектов (явлений) действительности посредством объективно существующих носителей различной природы. (И. М. Левкин) . Также прагматичное определение информации как мера сокращения неизвестности. Информация-это сведения о ком-либо или о чем-либо получаемые из внешнего мира с помощью различных средств.
Данные (калька от лат. data) - это представление фактов и идей в формализованном виде, пригодном для передачи и обработки в некотором информационном процессе.
паша куков
Мастер
(2494)
все ради дам...

Для хранения информации человек, прежде всего, использует свою память. Мозг – это одно из самых совершенных хранилищ информации, во многом превосходящее компьютерные средства.

К сожалению, человек многое забывает. Кроме того, необходимо передавать знания другим людям, в том числе и следующим поколениям. Поэтому в древности люди записывали информацию на камне, папирусе, бересте, пергаменте, затем – на бумаге. В XX веке появились новые средства хранения информации: перфокарты и перфоленты, магнитные ленты и магнитные диски, лазерные диски, флэш-память.

В любом случае информация хранится на каком-то носителе , который обладает «памятью», то есть может находиться в разных состояниях. Носитель переходит из одного состояния в другое при каком-то внешнем воздействии, а без воздействий сохраняет свое состояние.

При записи информации свойства носителя меняются: на бумагу наносятся текст и рисунки; на магнитных дисках и лентах намагничиваются отдельные участки; на лазерных дисках образуются области, по-разному отражающие свет. Таким образом, для хранения информация тоже кодируется.

Информация хранится в закодированном виде.

При хранении свойства носителя остаются неизменными, что позволяет потом читать записанную информацию. Отметим, что процессы записи и чтения – это процессы передачи информации.

1. Кто (что) может быть источником (приемником) информации? Приведите примеры.

2. Что такое сигнал? Приведите примеры сигналов.

3. Что такое сообщение? Чем отличается получение информации от получения сообщения?

4. Приведите примеры, когда прием сообщения не означает прием информации.

5. Приведите примеры, когда одна и та же информация может быть передана с помощью разных сообщений.

6. Приведите примеры, когда одно и то же сообщение несет разную информацию для разных людей.

7. Расскажите, как помехи влияют на передачу информации. Приведите примеры.

8. Что такое избыточность? Почему она полезна при передаче информации?

9. Представьте, что придумали язык, в котором нет избыточности. В чем будет его недостаток?

10. Как вы думаете, какой вариант русского языка обладает наибольшей избыточностью: разговорный, литературный, юридический, язык авиадиспетчеров? Почему?

11. Какие виды обработки информации вы знаете?

12. При каких видах обработки информации меняется ее содержание?

13. При каких видах обработки информации меняется только форма ее представления?

14. К какому виду обработки можно отнести шифрование? Почему?

15. Работники удаленной метеостанции каждый 3 часа измеряют температуру и влажность воздуха, и передают данные по рации в районный метеоцентр. Там эти данные сводят в таблицу и отправляют по электронной почте в Гидрометцентр, где мощные компьютеры составляют прогноз погоды. Выделите здесь процессы, связанные с обработкой, передачей и приемом информации.

16. Вася нашел в старой книге сведения о населении Москвы в XIX веке, составил таблицу по этим данным, построил диаграмму и сделал доклад на школьной конференции. Выделите здесь процессы, связанные с обработкой и передачей информации.

17. Зачем человек записывает информацию?

18. В чем преимущества и недостатки человеческой памяти в сравнении с компьютерной?

19. В каких задачах компьютер не может соревноваться с человеком? Почему? В каких ситуациях человек явно уступает компьютеру?

20. Какие средства хранения информации используются в компьютерной технике? Какие из них уже вышли или выходят из употребления? Почему?

Данные понятия являются фундаментальными для теории электрической связи, поскольку любая система электросвязи предназначена для передачи информации от источника (того, кто передает информацию) к получателю (тому, кто ее получает).

Полное определение информации дать затруднительно, однако, в общем случае информация — это совокупность сведений несущих что-то новое для получателя и получаемых при взаимодействии с окружающей средой.

В электросвязи под информацией подразумевается любая совокупность сведений, независимо от того является ли она новой для получателя или нет. Это связано с тем, что при передаче одних и тех же сведений происходит занятие оборудования.
Информация в любой форме есть объект хранения, преобразования и передачи по каналам электросвязи.
Классификация информации приведена на рисунке 1.

Рисунок 1 - Классификация информации

Личная — информация, касающаяся личной жизни человека.
Специальная — информация, касающаяся определенной сферы деятельности человека (техническая, экономическая, медицинская и т. д.).
Массовая — информация, предназначенная для широкого круга получателей и получаемая ими через средства массовой информации (телевизионное и звуковое вещание, газеты).
Визуальная — информация, получаемая человеком через органы зрения.
Акустическая — информация, получаемая через органы слуха.
Машинная — информация, получаемая через органы обоняния и осязания.
Местная — информация, возникающая в месте ее получения получателем.
Удаленная — информация, возникающая на расстоянии от получателя.
Текущая — информация, получаемая в момент ее формирования.
Историческая — информация, получаемая спустя некоторое время после ее формирования.
Четкого разграничения в классификации информации нет. Так, например, информация передаваемая между двумя людьми по телефону является личной, но если при этом она передается в системе звукового вещания, она становится массовой, или текущая информация, переданная через некоторое время, является исторической и т. д.
Для передачи информации ее необходимо представить в форму, удобную для восприятия. Такая форма называется сообщением. Сообщением является информация представленная в форме условных знаков. Сообщения также можно классифицировать (рисунок 2).
Дискретные — сообщения, которые формируются из ограниченного набора элементов или которые могут принимать определенные значения из возможных (текст, чертеж).
Непрерывные — сообщения, которые формируются из неограниченного набора элементов или которые могут принимать любые значения в некотором интервале (рисунок, речь, изображение).
Зависящие от времени — сообщения, которые могут существовать лишь в течении времени их формирования (живая речь или изображение).

Рисунок 2 - Классификация сообщений

Независящие от времени — сообщения, которые могут существовать некоторое время после их формирования (речь или изображение в записи, рисунок, текст).
Оптическое — сообщение, воспринимаемое через органы зрения (текст, рисунок).
Акустическое — сообщение, воспринимаемое органом слуха (речь, музыка).
Механическое — сообщение, воспринимаемое при непосредственном контакте, через органы осязания (азбука слепых).
Четкой границы в классификации сообщений также нет, например, сообщение в виде текста, записанного на бумаге, является не зависящим от времени, но если его прочитать (не записывая), то оно становится зависящим от времени.
Для каждого вида сообщений (непрерывных или дискретных) используется свой вид электросвязи:
— для непрерывных — телефонная и видеотелефонная связь телевизионное и звуковое вещание;
— для дискретных — телеграфная связь и передача данных;
— для дискретных и непрерывных — факсимильная связь и передача газет.
Для передачи сообщения на расстояния необходим носитель этого сообщения. В качестве носителя сообщения может выступать материальный носитель (бумага, магнитный лента, лазерный диск и т. д.) или физический процесс (звуковые колебания, электрический ток или напряжение). В электрической связи в качестве носителя сообщения используется электрический сигнал (физический процесс).
Электрический сигнал — это материально-энергитический носитель сообщения, изменение одного из параметров которого полностью характеризует данное сообщение.
Выбор электрического сигнал в качестве носителя сообщения обусловлен следующими факторами:
— он может быть передан на большие расстояния;
— он имеет большую скорость, приближающуюся к скорости света, что позволяет обмениваться информацией в реальном масштабе времени;
— он способен переносить большой объем информации.
Покажем взаимосвязь между рассмотренными понятиями: информация, сообщение, сигнал.
Для передачи информации в системе электросвязи, ее необходимо преобразовать в сообщение и передать с помощью сигнала.

Публикации по теме